Секретный авианосец рейха

Обычно считается, что экспедиция 1938 года отправилась к Антарктиде на все том же старом «Корморане». Это не совсем так. Помимо сравни­тельно небольшого судна, в его состав вошли еще три крупных корабля. Правда, информацию о них тщательно скрывают, и лишь благодаря усердным поискам мне удалось обнаружить ее следы. Первое из них — большой ледокол, выкупленный в 1936 году у канадцев. Этот корабль, построенный под названием «Квебек» в 1925 году, исправно во­дил караваны судов в замерзающие порты Север­ной Канады. Спустя одиннадцать лет после своей постройки он исчезает из всех списков. В это же время на счета компании «Норт Канадиал Ганза», владевшей ледоколом и принадлежавшей, к слову сказать, выходцам из Германии, поступает боль­шая сумма денег. В 1937 году в строй вступает новый ледокол компании — «Лабрадор», который и перенимает эстафету у «Квебека».

Вполне очевидно, что судно было продано, при­том в обстановке глубокой тайны. Дядя Олаф до­статочно подробно описал мне ледокол «Фафнир», принимавший участие в экспедиции; он в точнос­ти совпадает с описанием «Квебека».

Второй корабль был построен на немецких вер­фях. Крупный пассажирский лайнер был создан специально для нацистской организации «Сила че­рез радость», ведавшей досугом немцев. В частнос­ти, лайнеры компании регулярно отправлялись с десятками тысяч человек на борту в морские кру­изы. В 1936 году был спущен на воду очередной корабль — «Лео Шлагетер». В прессе публиковалось множество восторженных статей, новый корабль прославлялся как шедевр мореходности и комфор­табельности. Через несколько месяцев «Шлагетер» отправляется в свой первый рейс — по норвеж­ским фьордам — а почти сразу после возвращения исчезает на три года. «Всплывает» корабль уже в 1939 году, после начала Второй мировой войны, и используется в качестве войскового транспорта.

Где же был лайнер все эти годы? В антарктичес­кой экспедиции Ритшера! Именно на нем распола­гался штаб всего соединения. «Корморан» при этом использовался как разведывательное судно, «Фафнир» — для плавания в особо тяжелых условиях.

Однако в состав эскадры входил и еще один ко­рабль, сведения о котором, вероятно, немало уди­вят знатоков военной истории. Это был авианосец «Манфред фон Рихтхофен». О нем нет сведений ни в одном корабельном справочнике; считается, что единственный авианосец, имевшийся у гитлеров­ской Германии — это «Граф Цеппелин», так и не введенный в строй. Мне посчастливилось приот­крыть тайную страницу истории немецкого флота.

Действительно, проектирование авианосцев в Германии началось зимой 1933-1934 годов. Свое­го опыта не было, пришлось ориентироваться на зарубежные образцы — в частности, английские и японские. В итоге получился корабль водоизме­щением более 20 тысяч тонн, рассчитанный на 50-60 самолетов с мощным вооружением. Инте­ресно, что почти достроенный образец, достав­шийся русским после капитуляции Германии, был гораздо слабее — мог вместить не более 30 крыла­тых машин. Ввод авианосца в строй был намечен на 1938 год. А дальше началось нечто странное. Немецкие судостроители, всегда отличавшиеся дисциплини­рованностью, начали безбожно срывать все сроки. В самом конце 1938 года они еле-еле спустили на воду корпус, который еще предстояло достраи­вать. При этом, по заявленным параметрам, как уже говорилось, он совершенно не соответствовал проекту и вообще оставлял впечатление грубо сра­ботанной поделки. Еще одна странность: заказ на строительство корабля был выдан верфи «Непту-ниа», а спускала корабль на воду фирма «Дойче Верке Киль».

Честно говоря, о верфи «Нептуниа» я никогда ничего не слышал. В анналах германской промыш­ленности с трудом обнаруживаются некоторые упоминания о ней. Сообщается, что эта сравни­тельно небольшая фирма занималась постройкой сторожевиков, тральщиков и подводных лодок. Однако в альбоме «Судостроение Гамбурга», опуб­ликованном в 1937 году, о «Нептунии» с гордостью сообщается следующее:



Это одна из крупнейших верфей нашего горо­да. Несмотря на свою относительную молодость, она уже занимается постройкой сложнейших су­дов. К примеру, авианосца, которому будет суж­дено войти в историю под именем «Граф Цеппе­лин», а также новых подводных лодок. На верфи сегодня трудится более 15 тысяч рабочих. Успехи этой государственной верфи — предмет постоянной заботы и гордости нашего правитель­ства. «Нептуния» находится под особым контро­лем НСДАП и нашего фюрера. Шефство над верфью взял лично рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер.



Что ж, достаточно доказательств? «Нептуния» была верфью, находившейся под контролем СС и, следовательно, работала в интересах «черного ор­дена». Именно здесь строился авианосец, который впоследствии получит название в честь крупней­шего германского аса-истребителя Второй миро­вой войны — Манфреда фон Рихтгофена. Он был, как и предусматривалось проектом, достроен в 1938 году, но не включен в состав флота, а пред­назначен для антарктической экспедиции. Прак­тически одновременно была в спешном порядке начата постройка другого авианосца, который и получил гордое имя «Граф Цеппелин». Правда, пос­кольку строился он быстро и с потерей качества, то боевой ценности почти не имел. Поэтому его постройка никогда не была завершена. Многие во­енные историки удивляются: почему практически полностью готовый авианосец не был использован в бою? Ответ прост: именно в силу того, что это была некачественная поделка. Русские, которым «Цеппелин» достался после войны, к слову говоря, разобрались в этом почти моментально и тоже не стали достраивать горе-авианосец, а использова­ли его в качестве плавучей мишени.

Настоящий же авианосец, снаряженный по последнему слову техники, в сопровождении трех других кораблей двигался на юг...

16 июня 1938 года четыре корабля образова­ли специальную эскадру А. Она не входила в со­став военно-морского флота, а подчинялась не­посредственно Гессу. Руководителем экспедиции был назначен капитан Ритшер, при нем находился наблюдатель от НСДАП. Имя этого наблюдателя, пожалуй, известно всем. Его звали Мартин Бор­ман. На борту кораблей находились, кроме моря­ков, полярники, а также добровольцы из состава СС, Люфтваффе и штурмовых отрядов. Все они дали подписку о неразглашении тайны.

29 июня четыре корабля, снявшись с якоря, в обстановке строжайшей секретности вышли в Атлантический океан.