Ѕаза 211
√Г√Л√А√В√Н√А√Я
√Э√К√С√П√Е√Д√И√Ц√И√Я √В √А√Н√Т√А√Р√К√Т√И√Д√У
√Б√А√З√А 211
√Н√Ѓ√Ґ√†√њ √Ш√Ґ√†√°√®√њ, √°√†√І√† 211, √§√Ѓ √Ґ√Ѓ√±√≤√∞√•√°√Ѓ√Ґ√†√≠√®√њ
√Ф√†√°√∞√®√™√† √Ґ √А√≠√≤√†√∞√™√≤√®√§√•
√Н√Ѓ√Ґ√†√њ √Ш√Ґ√†√°√®√њ
√П√Ѓ √ђ√†√≤√•√∞√®√†√Ђ√†√ђ √К√П
√Г√†√І√•√≤√† √Б√И√Л√Д 2004
C√С√С√Р √® √Б√†√І√† 211
√Р√Ф √И √Б√А√З√А 211



√С√µ√•√ђ√† √і√†√™√≤√Ѓ√Ґ √Ѓ √Б√†√І√• 211
√±√Ґ√®√§√•√≤√•√Ђ√Љ√±√≤√Ґ√† √Ѓ√Ј√•√Ґ√®√§√ґ√†
√Ц√®√≤√†√≤√ї √Ѓ √Б√†√І√• 211
√Ф√†√ђ√®√Ђ√®√®, √≠√† √±√Ђ√≥√µ√≥
√П√•√Ј√†√≤√≠√ї√• √®√±√≤√Ѓ√Ј√≠√®√™√®
√К√≠√®√£√® √ѓ√∞√Ѓ √Б√†√І√≥ 211

√О√Р√Т √Ґ√®√§√•√Ѓ √∞√Ѓ√Ђ√®√™ √ѓ√∞√Ѓ √Н√Л√О
√Р√Т√Р √Ґ√®√§√•√Ѓ √∞√Ѓ√Ђ√®√™ √Ѓ √°√†√І√• 211
√З√†√£√Ѓ√Ґ√Ѓ√∞ √О√∞√®√Ѓ√≠ √Ґ√®√§√•√Ѓ

√Ф√Ѓ√≤√Ѓ√£√†√Ђ√Ђ√•√∞√•√њ √™√Ѓ√∞√†√°√Ђ√њ Schwabenland
√А√≠√≤√†√∞√™√≤√®√§√† √≠√† √§√∞√•√Ґ√≠√®√µ √™√†√∞√≤√†√µ



√С√≤√†√≤√Љ√® √ѓ√∞√Ѓ √Б√†√І√≥ 211
√†√≠√≤√†√∞√™√≤√®√§√† √£√®√≤√Ђ√•√∞
√О√ѓ√•√∞√†√ґ√®√® ¬Ђ√Т√†√°√•√∞√≠√†√Ђ¬ї
√О√ѓ√•√∞√†√ґ√®√њ Highjump
√К√∞√®√±√≤√Ѓ√і √Ф√∞√®√§√∞√®√µ √Ѓ √°√†√І√• 211
√М√†√©√™√Ђ √Ф√Ѓ√∞√±√†√©√§ √Ѓ √°√†√І√• 211
√В√≠√•√І√†√ѓ√≠√†√њ √£√®√°√•√Ђ√Љ √±√†√ђ√Ѓ√Ђ√•√≤√† (Highjump)


√Ф√®√Ђ√Љ√ђ√ї √® √±√•√∞√®√†√Ђ√ї
√Н√Ѓ√Ґ√†√њ √Ш√Ґ√†√°√®√њ Art
√М√≥√І√ї√™√† √Б√†√І√† 211
√С√≤√®√µ√® √ѓ√∞√Ѓ √Н√Ѓ√Ґ√≥√Њ √Ш√Ґ√†√°√®√Њ
√О√§√•√¶√§√† √Н√Ѓ√Ґ√†√њ √Ш√Ґ√†√°√®√њ

√К √Ј√®√≤√†√≤√•√Ђ√њ√ђ
√З√†√£√†√§√Ѓ√Ј√≠√ї√© √™√Ѓ√≠√≤√®√≠√•√≠√≤
√З√•√ђ√Ђ√њ √Ђ√Љ√§√Ѓ√Ґ
√Э√™√±√ѓ√•√§√®√ґ√®√њ √Б√•√Ђ√Ђ√®√≠√±√£√†√≥√І√•√≠√†
√О√≤√™√≥√§√† √ѓ√∞√®√ѓ√Ђ√ї√Ђ√† √А√≠√≤√†√∞√™√≤√®√§√†?
√Г√®√ѓ√Ѓ√≤√•√І√† √В√•√°√•√∞√†
√Г√®√ѓ√Ѓ√≤√•√І√† √Г√Ѓ√≤√≤√†
√Н√†√ґ√®√±√≤√ї √® √А√≠√≤√†√∞√™√≤√ї
√П√Ђ√†√Ґ√†√≠√®√• √™√†√ѓ√®√≤√†√≠√† √Р√®√≤√Є√•√∞√†
√П√Ѓ√§√£√Ѓ√≤√Ѓ√Ґ√™√† √љ√™√±√ѓ√•√§√®√ґ√®√® 1934
√С√•√™√∞√•√≤√≠√ї√© √†√Ґ√®√†√≠√Ѓ√±√•√ґ √∞√•√©√µ√†
√А√≠√≤√†√∞√™√≤√®√Ј√•√±√™√®√© √ѓ√Ѓ√Ђ√≥√Ѓ√±√≤√∞√Ѓ√Ґ
√О√≤√™√∞√ї√≤√®√• √М√•√∞√≤√Ґ√Ѓ√£√Ѓ √£√Ѓ√∞√Ѓ√§√†
√Н√Ѓ√Ґ√†√њ √Ш√Ґ√†√°√®√њ
√П√•√∞√Ґ√ї√© √°√≥√≠√™√•√∞ √і√Њ√∞√•√∞√†
√С√•√™√∞√•√≤√≠√Ѓ√• √±√Ѓ√Ґ√•√є√†√≠√®√• √≥ √і√Њ√∞√•√∞√†
√Т√†√®√≠√±√≤√Ґ√•√≠√≠√†√њ √±√•√∞√®√њ √ѓ√Ѓ√§√Ґ√Ѓ√§√≠√ї√µ √Ђ√Ѓ√§√Ѓ√™



√ѓ√∞√Ѓ √А√≠√≤√†√∞√™√≤√®√§√≥



√З√†√£√†√§√™√® √Ш√•√±√≤√Ѓ√£√Ѓ √™√Ѓ√≠√≤√®√≠√•√≠√≤√†


√Ж√•√Ђ√•√І√≠√Ѓ√• √≠√•√°√Ѓ
IRONSKY - òåêñò
√В√®√§√•√Ѓ - IRONSKY



√і√†√≠√†√≤√ї √Б√А√З√Ы 211
 
читать черным по белому
читать белым по черному



  23.01.2022 в районе Ќовой Ўвабии
станци€ Ќќ¬ќЋј«ј–≈¬— ќ…
 

√де были немецкие опорные пункты в советской јрктике и в јнтарктиде?



ѕредыстори€ создани€ опорных пунктов

≈ще в 1936 году один из видных немецких военно-морских теоретиков ѕ. Ёберт, использу€ материалы своих исследований и данные аэрофотосъемки, полученные п€тью годами ранее немецкими специалистами УнаучнойФ экспедиции с борта дирижабл€ LZ-127 (У√раф ÷еппелинФ), назвал У≈вропейское пол€рное мореФ (т. е. —еверный Ћедовитый океан) стратегически важным дл€ √ермании театром военных действий. »менно благодар€ данным экспедиции обширным районом по маршруту: јрхангельск Ч «емл€ ‘ранца-»осифа Ч —еверна€ «емл€ Ч остров ¬ардроппера Ч ƒиксон Ч северна€ оконечность Ќовой «емли Ч остров  олгуев Ч јрхангельск, заинтересовалось командование  ригсмарине (немецких ¬ћ—).

Ќа практике эта заинтересованность вылилась в том же 1936-м, а затем и в 1937 годах в экспедици€х в арктической зоне јтлантики, Ќорвежского и Ѕаренцева морей крейсеров У ельнФ и У енигсбергФ, вспомогательного судна У√риллеФ, учебного корабл€ У’орст ¬ессельФ. –ешающа€ экспедици€ в прибрежных арктических мор€х —оветского —оюза была произведена вспомогательным крейсером У ометФ (рейдер У¬Ф, У орабль є 45Ф) в августе-сент€бре 1940 года.

«акономерен вопрос: а как это вообще могло произойти в советских пограничных водах? ¬о врем€ перехода по —еверному морскому пути на “ихий океан крейсер У ометФ Ч а в зависимости от района перехода он мен€л названи€ на своем борту У—емен ƒежневФ, УƒунайФ, УƒонауФ, УƒоонФ, У“окио ћаруФ Ч обеспечивалс€ советскими ледоколами под контролем √лавного управлени€ —еверного морского пути (√” —ћѕ). ƒл€ маскировки перехода У ометаФ была создана достоверна€ легенда.

¬нешне У ометФ напоминал новый советский ледокольный пароход У—емен ƒежневФ, прибытие которого в јрхангельск ожидалось именно летом 1940 года. Ќекоторые отличи€ обводов немецкого рейдера были устранены с помощью парусиновых обвесов и специальных приспособлений, сделанных в заводских услови€х на судостроительном заводе фирмы У’овальдтсверкеФ в √амбурге, где У ометФ находилс€ с декабр€ 1939-го по май 1940 года.

Ёто был один из самых быстроходных (скорость хода до 16 узлов) и прекрасно вооруженных рейдеров  ригсмарине, принадлежавший компании У—еверо-√ерманский ЋлойдФ.

ѕри собственном водоизмещении около 7,5 тыс€чи тонн крейсер имел запас топлива до 2,5 тыс€чи тонн. Ёто позвол€ло экономичным ходом (до 9 узлов) пройти почти 50 тыс€ч миль и без дозаправки прибыть на “ихий океан.

ѕо своему вооружению У ометФ превосходил отдельные крейсера союзников специальной постройки. ќн имел шесть 150-миллиметровых орудий (по другим данным, 180-миллиметровых), прикрытых откидными маскировочными щитами, одну 60-миллиметровую зенитную установку и 6 зенитных автоматов, от 6 до 10, в том числе 2 подводных, торпедных аппаратов, расположенных в лацпортах и также прикрытых маскировочными щитами. Ќа борту корабл€ находилось: 24 торпеды, 1516 тыс. снар€дов, до 400 €корных мин типа У≈ћ—Ф и быстроходный катер УLS-2Ф (УћетеоритФ), оборудованный дл€ скрытной постановки мин, а также 1Ч2 гидро≠самолета Ујрадо-196Ф в ангаре.

—уществует мнение, что гидросамолеты были оснащены специальными приспособлени€ми дл€ обрывани€ радиоантенн на обнаруженных судах, что не позволило бы этим судам сообщать о нападении рейдера.

«апасы продовольстви€ и снар€жени€ были прин€ты на корабль из расчета обеспечени€ автономного плавани€ в тропических, антарктических и арктических водах не менее чем на год дл€ всех 270 (из них 18 офицеров) членов экипажа.

–адиосв€зь и радиоразведку крейсеру обеспечивали 6 радистов, свободно владеющих русским и английским €зыками.

”спешный и короткий переход У ометаФ был жизненно необходимым рейху.

Ќемецка€ промышленность в то врем€ испытывала острую нужду в каучуке, джуте, медикаментах, молибдене, вольфраме, меди, цинке и слюде (необходимой дл€ водомерных приборов котлов кораблей и паровозов). √ермани€ была готова отправить в японию 12 (по другим данным 26) пароходов, а также вывести с ƒальнего ¬остока до 30 транспортов.

Ќе последнюю роль в переходе на ƒальний ¬осток У ометаФ и в изучении немецкими военными мор€ками —еверного морского пути сыграло создание секретной базы УЌордФ, располагавшейс€ в губе Ѕольша€ «ападна€ Ћица с окт€бр€-но€бр€ 1939 года по 5 сент€бр€ 1940 года. ¬еро€тно, с самого начала она должна была превратитьс€ в немецкий опорный пункт: в мирное врем€ Ч дл€ создани€ морского транспортного моста между √ерманией и японией, а с началом боевых действий Ч дл€ обеспечени€ наступлени€ горного корпуса УЌорвеги€Ф на ћурманск и действий немецких кораблей в јрктике.

ѕодобный опорный пункт в одном из заливов северо-западной части  ольского полуострова, предназначенный дл€ доставки стратегического сырь€, действующий круглый год, был избран не случайно.

¬ јрхангельске корабли до вскрыти€ скованного льдом Ѕелого мор€ могли простаивать у причалов до полугода, а из ћурманска, благодар€ незамерзающей УветвиФ теплого течени€ √ольфстрим, они выходили в море даже в самые сильные морозы.

ѕринималось во внимание и то, что база УЌордФ находитс€ в непосредст≠венной близости от советско-финской границы, котора€ охран€лась в то врем€ только редкими и малочисленными пограничными заставами и была легко доступна дл€ захвата как с суши, так и с мор€.

»менно в базе УЌордФ р€дом с танкером (Уян ¬еллемФ) и судами снабжени€ немецких рейдеров (У‘еници€Ф и У ордилльераФ) сто€ли суда дл€ проведени€ метеорологических наблюдений, замаскированные под рыболовецкие и зверо≠бойные (иногда их называли китобойные) траулеры, которые часто использовались дл€ передачи данных наблюдений из районов западной јтлантики (У едингенФ, У«ахсенвальдФ и У¬икинг-5Ф).

Ёта информаци€ была особенно важна самолетам Ћюфтваффе, бомбившим Ѕританские острова, и рейдерам  ригсмарине, часто использовавшим туманы и непогоду јтлантики дл€ скрытного выхода на английские коммуникации, а также дл€ уклонени€ от линейных сил  оролевского флота.

ј китовый жир использовалс€ как в пищевых продуктах, так и при изготов≠лении нитроглицерина.

— 1938 года китовый жир в ¬еликобритании был причислен к предметам потреблени€ стратегического назначени€, нар€ду с зерном и сахаром, с этого же года нар€ду с √ерманией јнгли€ начала запасатьс€ китовым жиром на случай войны.

Ќаблюдени€ за состо€нием погоды дл€ Ћюфтваффе и  ригсмарине приобрели особую ценность практически сразу же с началом боевых действий в сент€бре 1939 года, когда международный обмен метеорологическими прогнозами был полностью прекращен. √ермани€ в одно мгновение практически лишилась возможности получать информацию о погоде, приход€щую с северной и западной јтлантики (западнее 23 градусов западной долготы).

јдмирал –едер хорошо понимал стратегическое значение ћурманского порта и арктических коммуникаций дл€ —оветского —оюза, и заблаговременно, еще до начала боевых действий, он любыми способами стремилс€ организовать контроль над районами Ќовоземельских проливов и —еверным морским путем и всемерно Ч с началом войны в јрктике.

“ак, в июне 1939 года в  арском море гидрографическую экспедицию совершало советское зверобойное судно УћурманецФ. Ќа борту судна находились Унаучные сотрудники ленинградского јрктического института. Ќо... все они говорили по-немецки, жили в отдельном отсеке, куда вход членам экипажа не дозвол€лс€Ф (ћ а л ы г и н Ќ. ј. Ќемцы в јрктике. Ућурманский вестникФ. 22.06.2001. —тр. 2). Ќесколько отдельных партий этой экспедиции работали на архипелаге Ќорденшельда и островах: —вердруппа, —идорова, √еркулес и јрктического института. ѕромер глубин в районах плавани€ производилс€ эхолотом, специально установленным перед выходом на УћурманцеФ. »ндика≠торна€ часть эхолота была выведена в обособленный отсек, и экипаж зверо≠бойного судна был лишен возможности видеть данные промеров. ѕосле окончани€ экспедиции все партии были собраны с островов и высажены в ƒиксоне.

ѕодобные немецкие УисследовательскиеФ партии работали на островах Ѕелый и ¬илькицкого.

—ледовательно, и здесь до насто€щего времени могут сохранитьс€ остатки сооружений немецких опорных пунктов или следы пребывани€ метеорологических экспедиций.

ѕобережью јнтарктиды  ригсмарине удел€ло столь же пристальное внимание, но об этом практически нет каких-либо открытых материалов.

¬ 1938Ч1939 годах было совершены две антарктические экспедиции.

— 20 €нвар€ 1939 года немецкие гидросамолеты типа УЅореасФ, доставленные немецким кораблем УЎвабеландФ (авиатранспорт √ерманского общества воздушных сообщений), приступили к аэрофотосъемке «емли  оролевы ћод, которую позже переименовали в Ќовую Ўвабию.

Ёта экспедици€, руководителем которой был советник –итшер, находилась под личным контролем √ермана √еринга. ¬о врем€ полетов немецкие самолеты сбрасывали специальные стальные вымпелы с фашистской символикой.

31 августа 1939 года началось создание Унемецкого антарктического сектора Ќова€ Ўваби€Ф между 4 градусами 50 минутами и 16 градусами 30 минутами восточной долготы. «десь были обнаружены признаки залежей полезных ископаемых: каменного угл€, железных руд, молибдена, графита, слюды, берилла, горного хрустал€, цирконий-ниобиевых и лантан-цериевых руд.

»звестно, что УЎвабенландФ сделал промежуточную сто€нку у острова Ѕуве. «десь он находилс€ около трех недель.

ѕредположительно именно в эти антарктические районы и могли заходить немецкие рейдеры Ч вспомогательные крейсеры УјтлантисФ, УѕингвинФ и У ометФ.

ј к 1943 году сюда стали приходить подводные лодки из так называемого Уличного конво€ √итлераФ.

√де были немецкие опорные пункты в советской јрктике и в јнтарктиде?

”зловыми и одновременно самыми у€звимыми районами во всей естественной обороне арктического побережь€ —оветского —оюза немцы выделили: остров Ќова€ «емл€ с его многочисленными проливами и заливами, а также архипелаг ‘ранца-»осифа, УнависавшиеФ над всеми морскими коммуникаци€ми Ѕаренцева мор€ и западного сектора јрктики.

»спользу€ данные экспедиции 1931 года, а также данные, полученные при переходе на ƒальний ¬осток крейсера У ометФ, предположительно уже весной 1941 года на архипелаге ‘ранца »осифа, на острове «емл€ јлександры (по другим данным, еще и в бухте “ихой), практически по соседству с советской пол€рной станцией, был создан тайный метеорологический пункт, а несколько позже (пока точное врем€ не установлено) в проливе  ембриджа (бухта Ќагурского) Ч и база дл€ ремонта подводных лодок, предназначавшихс€ дл€ действий в  арском море.

«десь они могли зар€жать аккумул€торные батареи и получать последние разведывательные данные.  роме того, анализ циклов использовани€ немецких подлодок в  арском море, сроков их нахождени€ там, данных о районах минных поставок (ќћU) и используемых здесь минах указывает на то, что именно здесь могла располагатьс€ база оружи€ дл€ подводных лодок, действовавших в јрктике. ¬еро€тно, после того, как у западного побережь€ острова Ќова€ «емл€ они устанавливали минные заграждени€ из 16 морских мин типа “ћ—, погруженных на борт еще в Ќорвегии, в бухте Ќагурского (или где-то р€дом) немецкие подвод≠ники грузили на борт 24 морские мины типа “ћ¬ и шли в районы постановки, наход€щиес€ уже в  арском море.

ѕредполагаемое количество мин типа “ћ¬ на этой базе Ч до 300Ч400 единиц (именно столько за один рейс могли перевезти в 1940Ч1942 годах суда снабжени€ типа У‘еници€Ф и У ордилльераФ или вспомогательный крейсер У ометФ).

 ак уже упоминалось выше, приблизительно к концу 1941 года была создана взлетна€ полоса и радиостанци€ на острове ћеждушарский (у входа в губу Ѕелушь€), а позже по€вились взлетные полосы (веро€тно, опорные пункты) на мысах  онстантина, ѕинегина. ќтсюда немецкие самолеты были способны контролировать практически все  арское море. Ќа мысах ѕинегина и  онстантина можно было достаточно легко организовать приемные пункты дл€ доставки продовольстви€ и топлива подводным лодкам, использовавшим залив Ћед€на€ гавань как передовой или маневренный опорный пункт. ќб арктических опорных пунктах  ригсмарине у побережь€ —оветского —оюза автором подготовлена отдельна€ стать€.

Ќо есть два опорных пункта, истори€ которых имеет больше вопросов, чем ответов.

»менно с секретным опорным пунктом в устье (по другим данным, в дельте) реки Ћены, предположительно недалеко от Ќеелова залива, св€зана нека€ тайна.

Ётот опорный пункт, имевший большой запас топлива, был обнаружен только после 1985 года (хот€ первые признаки этой базы Ч бочка с сол€ркой или керосином, котора€ была вынесена на берег Ќеелова залива Ч были вы€влены еще в 1963 году). — данным пунктом каким-то образом св€зана тайна последнего похода немецкой подводной лодки U-534 (командир капитен-лейтенант √. Ќоллау).

Ќочью 5 ма€ 1945 года U-534 вышла в море дл€ выполнени€ специального задани€ по доставке груза особой важности (11 металлических €щиков, одинаковых по габаритам, но разных по весу) в секретную базу, наход€щуюс€ в устье (дельте) Ћены. ѕо маршруту следовани€, подлодка должна была прибыть в море Ћаптевых, зайти в базу на реке Ћена, в промежуточные базы Ќорвегии. «атем на —еверной «емле (точное место пока не установлено, но оно может включать участок от мыса –озы Ћюксембург Ч через мыс  ржижановского Ч до мыса ≈вгенова) груз (или его часть) надлежало выгрузить и, заправившись топливом, вернутьс€ прежним маршрутом в  иль. «атем (или вместе с тем) субмарина должна была прин€ть участие в операции  ригсмарине под кодовым названием Уќгненна€ земл€Ф по доставке неких важных грузов или неких официальных лиц в секретные базы ёжной јмерики.

ƒо последних дней войны руководство рейха рассматривало возможность победы над —оветским —оюзом (или его некую УнейтрализациюФ) и после победы планировало вступить в конкурентную (веро€тно, в том числе и вооруженную) борьбу с —Ўј.

»менно в этой борьбе южноамериканским базам предполагалась роль важнейших плацдармов. ѕри этом не исключалось как развитие торговли с Ћатинской јмерикой, так и создание здесь новых опорных пунктов. “ем более что еще в 1943 году в конструкторском бюро ¬ернера фон Ѕрауна по€вилс€ новый проект, ракета ј9/10, которую в обиходе называли Уамериканский вариантФ. Ёта ракета представл€ла собой двухступенчатую баллистическую ракету с дальностью стрельбы до 4 тыс€ч километров и €вл€лась продолжением проекта ј-4 (‘ј”-2). » именно в июле того же года, только у побережь€ Ѕразилии, были потоплены 4 подводные лодки  ригсмарине. Ќо о них Ч ниже.

 роме того, как уже упоминалось выше, создание аэродромов на Ќовой «емле и в јрхангельской области (ћегра и ѕогорельце) и, веро€тно, на —еверной «емле могло предполагать возможность создани€ системы авиабаз или стартовых площадок, приближенных к северному побережью —Ўј. Ќо оговорюсь, что до насто€щего времени это только теоретическое предположение.

¬ечером 5-го же ма€ U-534 была потоплена самолетом союзников в проливе  аттегат у острова јнхольт и обнаружена на грунте в 1977 году. ќднако лишь в 1987 году (по другим данным в 1989-м) датским аквалангистам удалось ее осмотреть и в 1993 году Ч подн€ть на поверхность.

Ћичный состав и пассажиры подлодки в ночь с 5 на 6 ма€ 1945 года вышли из потопленной субмарины через кормовые торпедные аппараты и на спаса≠тельных резиновых шлюпках добрались до немецкого поста на острове —амсе. ѕри затоплении подлодки погибли только три человека.

Ќа следующую ночь в район гибели подлодки прибыла специальна€ команда водолазов  ригсмарине, и они изъ€ли из отсеков затонувшей подлодки наиболее ценную часть груза, находившегос€ в €щиках.

„то это были за €щики, а самое главное, кто должен был принимать груз в устье Ћены или на —еверной «емле и затем эксплуатировать доставленную аппаратуру или хранить документы, пока остаетс€ загадкой.

¬месте с тем обращает на себ€ внимание тот факт, что на борту подлодки находилось всего 53 человека (вместе с пассажирами). »звестно, что подводные лодки типа VII-C40, выход€ в море, могли иметь на борту до 58 человек экипажа.

ѕолучаетс€, что либо в экипаже был некомплект личного состава, либо были специально созданы свободные места.

Ќо если это так, то они могли быть зарезервированы дл€ доставки в  иль пол€рников или метеорологов с —еверной «емли или из района усть€ Ћены.

¬ насто€щее врем€ известно, что базу на —еверной «емле после войны обнаружили советские пол€рные летчики ». ѕ. ћазурука, а также то, что в €щиках, веро€тнее всего, находились некие образцы оружи€, вооружени€ или оборудовани€ (но только не боеприпасы или взрывчатые вещества), которые были привезены на двух автомашинах с номерами немецкой военной разведки.

 роме того, в июле 1963 года, примерно в 4Ч5 часах пешего перехода от “икси к устью Ћены вдоль Ќеелова залива были обнаружены останки погибшего мор€ка. –€дом была найдена металлическа€ бл€ха солдата или унтер-офицера  ригсмарине.  то был этот мор€к и как он оказалс€ так далеко на необитаемом побережье залива, до насто€щего времени неизвестно. Ќо, исход€ из вышеуказанного, можно допустить, что это был немецкий мор€к из подразделени€, обслуживавшего базу. “ак как подводна€ лодка своевременно не пришла, то этот мор€к был направлен, допустим, дл€ разведки аэродрома у “икси, но по каким-то причинам не смог вернутьс€ на базу и погиб.

”добными (а возможно, и более удобными) дл€ создани€ опорного пункта и сто€нки немецкой подводной лодки с аппаратурой радиоразведки в дельте реки Ћена могли стать острова ƒунай или остров  уба, которые наход€тс€ вдали от изученных районов усть€ реки Ћены, одновременно вблизи от маршрутов движени€ караванов союзников по —еверному морскому пути.

ƒа и, собственно, тайна U-534 пока еще далеко не раскрыта.

ћножество вопросов вызывают все подводные лодки, входившие в так называемый Уличный конвой √итлераФ. ѕо разным источникам, их было от 35 до 70.  омандирам и экипажам этих субмарин были поставлены особые и специальные задачи, подробности которых до насто€щего времени неизвестны. Ёти подводные лодки имели торпеды в торпедных аппаратах, предназначенные только дл€ самообороны. ¬се остальное торпедное оружие с них было сн€то.

¬ насто€щее врем€ стало известно, что командиры этих лодок хорошо знали океанский маршрут в район –ио-де-ла-ѕлата, веро€тнее всего Ч в залив Ћа-ѕлата (”ругвайЧјргентина) и использовали антарктический маршрут как запасной дл€ перехода вокруг јфрики в »ндийский и “ихий океаны.

¬ насто€щее врем€ известно, что U-534 как раз и была одной из подводных лодок этого Уличного конво€ √итлераФ, как и однотипные с ней U-465, U-530, а также U-1227 (командир обер-лейтенант ‘ридрих јльтмейер) и U-977.

¬озможно, в эту же группу входили и U-590, U-662, U-863. Ёту группу можно уверенно назвать, допустим, УбразильскойФ: U-590 (командир обер-лейтенант ¬ернер  рюр) и U-662 (командир обер-лейтенант ’ейнц-Ёбархард ћюллер) были потоплены 9 и 21 июл€ 1943 года в устье реки јмазонки (Ѕразили€), U-598 (командир капитен-лейтенант √оттфрид ’олторф) была потоплена 23 июл€ 1943 года около бразильского порта Ќатал, U-863 (командир капитен-лейтенант ƒитрих фон дер Ёш) потоплена 29 сент€бр€ 1944 года юго-восточнее порта –есифи.

U-530 (командир обер-лейтенант ѕетер Ўтевер или ќтто ¬ермут) к 13 апрел€ 1945 года загрузила в  иле несколько специальных контейнеров (по некоторым данным бронзовых €щиков) и 16 пассажиров. ¬ыйд€ из  ил€ 13 апрел€, подлодка в июле 1945 года по€вилась у берегов јргентины и 10 июл€ сдалась аргентинским корабл€м в районе ћар-дель-ѕлата. —уществует информаци€, что субмарина пришла сюда по маршруту  ристиансанд Ч неизвестна€ база на побережье јфрики или Ћатинской јмерики Ч один из островов в районе јнтарктиды (возможно, ёжна€ √еорги€ или ёжные ќркнейские острова) Ч јнтарктида («емл€  оролевы ћод, здесь контейнеры были сн€ты) и только после этого Ч ћар-дель-ѕлата. Ётот поход немецкой подлодки проходил по плану с условным названием У¬алькири€-2Ф, и, возможно, он мог быть составной частью операции Уќгненна€ земл€Ф.

17 августа там же, в районе ћар-дель-ѕлата, сдалась экипажу аргентинского тральщика U-977 (командир обер-лейтенант ’айнц Ўеффер), пришедша€ сюда с одной из норвежских баз (по другим данным, из  ил€). —уществует мнение, что эта субмарина шла по маршруту U-530.

Ќа многочисленных допросах экипажи этих субмарин утверждали, что до последнего времени патрулировали район побережь€ —Ўј и затем сдались.

ќсобое внимание привлекает тот факт, что автономность U-977 составл€ет не более семи недель, но и после почти 100-суточного патрулировани€ экипаж не выгл€дел изнуренным.

¬нешне побережье јнтарктиды представл€ет собой ледниковые обрывы высотой в несколько дес€тков метров. “аким образом, наиболее веро€тными районами дл€ создани€ опорных пунктов  ригсмарине здесь могли стать так называемые Уантарктические оазисыФ «емли  оролевы ћод или острова, расположенные недалеко от јнтарктического полуострова: ёжна€ √еорги€ или ёжные Ўетландские, находившиес€ на одной параллели с островом  ергелен, в восточном районе которого с 14 декабр€ 1940 года по 11 €нвар€ 1941 года состо€лась встреча немецкого вспомогательного крейсера УјтлантисФ (є 16, бывший пароход У√ольденфельсФ) с кораблем снабжени€.

Ќемецкий вспомогательный крейсер УѕингвинФ (є 33, бывший У андель≠фельсФ), возвраща€сь после патрулировани€ в √ерманию, в но€бре 1940 года прошел маршрутом южнее островов  ергелен и  розе. ѕри этом в €нваре 1941 года он захватил норвежские китобазы УќлевеггерФ и УѕелагосФ, а также вспомо≠га≠тельное судно У—олглимтФ. Ќа борту этих баз было захвачено 22 тыс€чи тонн китового жира, а китобойные суда были использованы как охотники за подводными лодками.

У ометФ при возвращении в √ерманию вошел в море –осса и достиг точки 71 градус 36 минут южной широты, 170 градусов 44 минуты западной долготы, затем пополнил запасы воды и продовольстви€ на острове  ергелен.

¬еро€тнее всего, он и произвел подробную разведку антарктического побережь€ и прилегающих островов. ќткрыта€ информаци€ об этом походе и об исследовани€х  ригсмарине в јнтарктиде пока еще достаточно скудна.

¬месте с тем известно, что один из немецких рейдеров с неустановленной пока задачей приходил к острову ќкленд.

ѕопытки союзников отыскать опорные пункты немецких кораблей не увенчались успехом. ¬ окт€бре 1940 года английский корабль УЌептунФ, а в но€бре 1941 года Ч корабль УјвстралиецФ обследовали острова ѕринца Ёдуарда,  ергелен и  розе, но следов немецких баз отыскать не удалось.

» лишь позднее, в 1947 году, Узападна€ группаФ 68-го оперативного соединени€ ¬ћ— —Ўј, участвовавша€ в операции У¬ысокий прыжокФ (У’айджампФ), отыскала, по воспоминани€м летчиков, в глубине берега ѕринцессы јстрид (между Ѕерегом Ќокса и «емлей  оролевы ћэри) некий УоазисФ площадью 800 квадратных километров, где была вы€влена пригранична€ лини€ горных пород полезных ископаемых, а также три незамерзающих пресноводных и свыше 20 более мелких озер. „то удалось здесь отыскать американским мор€кам Ч до насто€щего времени неизвестно.

Ёта специальна€ поискова€ операци€ ¬ћ— —Ўј состо€лась только после окончани€ войны, и первый этап ее практически совпал с окончанием допросов сдавшихс€ в плен экипажей немецких подлодок. » уже в €нваре 1947 года в район «емли  оролевы ћод прибыла американска€ эскадра (68-е оперативное соединение ¬ћ— —Ўј под командованием адмирала –ичарда √.  рузена) из 13 боевых кораблей (в том числе авианосец У‘илипин —иФ и подводна€ лодка У—еннетФ, ледокол УЌорсуиндФ, 21Ч33 самолета, 4700 человек) под общим руко≠водст≠вом адмирала –ичарда Ѕерда.

–уководителем экспедиции был назначен адмирал, хорошо знакомый с јнтарк≠тидой. –анее, в декабре 1928 года, американска€ экспедици€ в составе судов У—ити оф Ќью-…оркФ и УЁлинор ЅолингФ, под общим руководством Ѕерда, создала в бухте  итовой (78 градусов южной широты, 162 градуса западной долготы) базу Ућала€ јмерикаФ. ¬ 1933 году нова€ экспедици€ Ѕерда восстановила базу.

«атем в 1939Ч1941 годах Ѕерд возглавл€л экспедицию, котора€ работала в районах барьера –осса, полуострова Ёдуарда VII, в районе «емли ћэри Ѕерд и в районе южной части «емли √рейама. ¬месте с тем вызывает особый интерес тот факт (хот€ это может быть и простое совпадение), что именно У—ити оф Ќью-…оркФ в сент€бре 1939 года был захвачен корабл€ми  ригсмарине и более мес€ца просто€л в порту ћурманск. «атем он был отпущен. Ќо в јрктике по€вились зверобойные или китобойные суда, которые и были приписаны к базе УЌордФ.

‘лагманским кораблем руководитель экспедиции адмирал –ичард Ѕерд избрал корабль Ућаунт ќлимпусФ. ќтр€д У÷ентральной группыФ под его руководством в сопровождении ледокола, двух транспортов и подводной лодки 31 декабр€ 1946 года попыталс€ пробитьс€ в район острова —котт. ќднако ледоколы не смогли провести подводную лодку, она получила (по официальной версии) повреждени€ корпуса и на буксире была отведена в ¬еллингтон.

У÷ентральна€ группаФ соединени€, в которую входил и авианосец, базиро≠валась на старой зимней базе в Ућалой јмерикеФ. —амолеты, прибывшие на корабле, в течение двух недель совершили 29 вылетов, в том числе и 15 феврал€, в район ёжного полюса (100 миль в направлении Уѕолюса недоступностиФ).

У¬осточна€Ф и Узападна€Ф группы также имели в своем составе гидротранспорты, самолеты которых производили кругопол€рные рекогносцировочные полеты вдоль берегов материка.

Ќесмотр€ на то, что запас продовольстви€ дл€ экспедиции был приготовлен на 6Ч7 мес€цев, через 6 недель корабли специального соединени€ закончили проведение экспедиции и 23 феврал€ начали движение в базу.

7 марта Ућаунт ќлимпусФ, УЅертон јйлендФ и УЌорсуиндФ прибыли в ¬ел≠лингтон. Ќа УЅертон јйлендФ была эвакуирована вс€ группа из Ућалой јмерикиФ.

„ерез год, приблизительно, сюда же была проведена нова€ экспедици€ американских ¬ћ—. ќна получила кодовое название У¬етр€на€ мельницаФ (У”индмиллФ). ‘лагманским кораблем стал Уѕорт ЅомонтФ, а опорный пункт был вновь в заливе ћаргерит, на острове —тонингтон. ¬о врем€ экспедиции были исследованы оазисы Ѕангера и √рирсона.

¬ последующие годы исследовани€ми были охвачены: плато полуострова ѕалмер (до 77 градуса южной широты), «емл€ Ёдит –онн и ледник Ћасситера. —анна€ экспедици€ –онне прошла от залива ћаргерит до пролива  орол€ √ерцога VI и полуострова Ѕаумен. —ледующа€ экспедици€ планировалась в район ледника √рюнинг.

¬ €нваре 1948 года 39-е оперативное соединение ¬ћ— —Ўј под командова≠нием ƒжеральда  етчема на двух ледоколах (флагманский УјткаФ) прошло до ледника Ўеколтона. — помощью вертолетов были обследованы пролив ћак-ћурдо и бухта  итова€.

¬ 1955Ч1957 годах состо€лись операции У√лубокое вмерзание-1Ф (Уƒипфриз-1Ф) и Уƒипфриз-2Ф. ¬ Уƒипфриз-1Ф прин€л участие 43-й морской отр€д особого назначени€, сформированный специально дл€ действий в јнтарктике. ¬ его состав вошли 7 кораблей, 15 самолетов, специальный батальон морской пехоты на вездеходах. ¬сего в операции Уƒипфриз-1Ф прин€ли участие 13 кораблей, несколько самолетов и 4200 человек, а в операции Уƒипфриз-2Ф Ч 12 кораблей ¬ћ— —Ўј, до 40 самолетов военно-морской авиации —Ўј, инженерные части (всего до 3,5 тыс€чи человек).

„то американцы так упорно искали в јнтарктике? » не св€зано ли это напр€мую с предыдущими экспедици€ми  ригсмарине сюда?

ћожно уверенно сказать, что еще многие тайны до сих пор хран€т острова и побережье прибрежных арктических морей –оссии, а также прибрежные мор€ и острова јнтарктиды.

ќднако 60 лет Ч это уже достаточный срок, чтобы отыскать их разгадки, а также разобратьс€ в системе тайных опорных пунктов, созданных  ригсмарине в советском секторе јрктики и на побережье јнтарктиды. » самое главное Ч ответить на вопрос: –јƒ» „≈√ќ, Ќ≈—ћќ“–я Ќ» Ќј  ј »≈ «ј“–ј“џ, ќЌ» «ƒ≈—№ —ќ«ƒј¬јЋ»—№?

Ћитература

√ е р м а н √. ¬ и л л е. ¬ плену белого магнита. √идрометеорологическое издательство. 1965.

— л е в и ч —. Ћед€ной материк сегодн€ и завтра. √идрометеоиздат, 1968.

—борник статей, выпущенных ‘. —импсоном, У—овременна€ јнтарктикаФ. »зд-во У»ностранна€ литератураФ, 1957.

—ергей  ќ¬јЋ≈¬, капитан 2-го ранга, ¬ид€ево




ƒобавь ссылку в свой Ѕлог!

двд-диск Ѕј«ј 211 материал:



дл€ фанатов базы 211 и не только - в 2009 году мы выпустили диск Ѕј«ј 211 ¬—≈ ћј“≈–»јЋџ 2009

содержание и покупка диска о базе 211 все материалы




база 211 вконтакте:
присоедин€йс€ к группе:



€зыки база 211:
выбери свой €зык сайта:


Nazibase-211 UFO Factory
за база 211 на български
Base artica Nuova Berlino
Ѕаза Ц 211 ЂЌова шваб≥€ї
of the base 211 to the Greek
Los Alemanes en La Antartica
of the base 211 at Chinese


статью √де были немецкие опорные пункты в советской јрктике и в јнтарктиде? можно:
  • распечатать
  • отправить емейлом




  • база 211 закрытый клуб:
    присоедин€йтесь:

    случайна€ книга про базу 211
    «ловещие тайны јнтарктиды. —вастика во льдах 2011 »горь ќсовин —ергей ѕочечуев
    «ловещие тайны јнтарктиды. —вастика во льдах 2011 »горь ќсовин —ергей ѕочечуев

    «ловещие тайны јнтарктиды. —вастика во льдах 2011 »горь ќсовин —ергей ѕочечуев



    посетители:




    подумай о насущном:




    сервисы сайта база 211:
    выбери свой дизайн сайта:


    снежный антарктический дизайн
    темный нордический дизайн



    пожертвовани€ сайту:

    рублей базе 211
    яндекс яндекс. ƒеньги ’очу такую же кнопку

    «аранее благодарны, ваша Ѕј«ј 211.


    база 211 расскажет
    как заработать миллион!



    —тать€ расскажет как можно заработать миллион по тематике сайта база 211:
    как зарботать миллион на базе 211 читать тут.



    гостева€ книга базы 211:




    база 211 в лицах:
    √А√Ђ√Ђ√† √Д√ї√ђ√Ѓ√Ґ√±√™√†√њ


    √А√Ђ√Ђ√† √Д√ї√ђ√Ѓ√Ґ√±√™√†√њ јлла ƒымовска€ написала в 2009 года книгу про базу 211, как ей кажетс€ -->>



    сервисы сайта база 211
    подписываемс€ на обновление
    введите ваш емейл





    информационные источники
    кто уже написал про базу 211:





























    сайты дл€ посещений
    не про базу 211:






    материалы сайта www.base211.ru доступны дл€ публикаций и ни в коем случае не несут идеи профашистской направленности, особенно такие, как организаци€ массовых беспор€дков, сопровождающиес€ насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества (ст. 212); возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282); публичные призывы к разв€зыванию агрессивной войны (ст. 354); геноцид (ст. 357). ¬ случае нахождени€ данного материала на нашем сайте, просьба незамедлительно сообщить по эл адресу base211[@]mail.ru дл€ незамедлительного устранени€ данного материала