Ѕаза 211
√Г√Л√А√В√Н√А√Я
√Э√К√С√П√Е√Д√И√Ц√И√Я √В √А√Н√Т√А√Р√К√Т√И√Д√У
√Б√А√З√А 211
√Н√Ѓ√Ґ√†√њ √Ш√Ґ√†√°√®√њ, √°√†√І√† 211, √§√Ѓ √Ґ√Ѓ√±√≤√∞√•√°√Ѓ√Ґ√†√≠√®√њ
√Ф√†√°√∞√®√™√† √Ґ √А√≠√≤√†√∞√™√≤√®√§√•
√Н√Ѓ√Ґ√†√њ √Ш√Ґ√†√°√®√њ
√П√Ѓ √ђ√†√≤√•√∞√®√†√Ђ√†√ђ √К√П
√Г√†√І√•√≤√† √Б√И√Л√Д 2004
C√С√С√Р √® √Б√†√І√† 211
√Р√Ф √И √Б√А√З√А 211



√С√µ√•√ђ√† √і√†√™√≤√Ѓ√Ґ √Ѓ √Б√†√І√• 211
√±√Ґ√®√§√•√≤√•√Ђ√Љ√±√≤√Ґ√† √Ѓ√Ј√•√Ґ√®√§√ґ√†
√Ц√®√≤√†√≤√ї √Ѓ √Б√†√І√• 211
√Ф√†√ђ√®√Ђ√®√®, √≠√† √±√Ђ√≥√µ√≥
√П√•√Ј√†√≤√≠√ї√• √®√±√≤√Ѓ√Ј√≠√®√™√®
√К√≠√®√£√® √ѓ√∞√Ѓ √Б√†√І√≥ 211

√О√Р√Т √Ґ√®√§√•√Ѓ √∞√Ѓ√Ђ√®√™ √ѓ√∞√Ѓ √Н√Л√О
√Р√Т√Р √Ґ√®√§√•√Ѓ √∞√Ѓ√Ђ√®√™ √Ѓ √°√†√І√• 211
√З√†√£√Ѓ√Ґ√Ѓ√∞ √О√∞√®√Ѓ√≠ √Ґ√®√§√•√Ѓ

√Ф√Ѓ√≤√Ѓ√£√†√Ђ√Ђ√•√∞√•√њ √™√Ѓ√∞√†√°√Ђ√њ Schwabenland
√А√≠√≤√†√∞√™√≤√®√§√† √≠√† √§√∞√•√Ґ√≠√®√µ √™√†√∞√≤√†√µ



√С√≤√†√≤√Љ√® √ѓ√∞√Ѓ √Б√†√І√≥ 211
√†√≠√≤√†√∞√™√≤√®√§√† √£√®√≤√Ђ√•√∞
√О√ѓ√•√∞√†√ґ√®√® ¬Ђ√Т√†√°√•√∞√≠√†√Ђ¬ї
√О√ѓ√•√∞√†√ґ√®√њ Highjump
√К√∞√®√±√≤√Ѓ√і √Ф√∞√®√§√∞√®√µ √Ѓ √°√†√І√• 211
√М√†√©√™√Ђ √Ф√Ѓ√∞√±√†√©√§ √Ѓ √°√†√І√• 211
√В√≠√•√І√†√ѓ√≠√†√њ √£√®√°√•√Ђ√Љ √±√†√ђ√Ѓ√Ђ√•√≤√† (Highjump)


√Ф√®√Ђ√Љ√ђ√ї √® √±√•√∞√®√†√Ђ√ї
√Н√Ѓ√Ґ√†√њ √Ш√Ґ√†√°√®√њ Art
√М√≥√І√ї√™√† √Б√†√І√† 211
√С√≤√®√µ√® √ѓ√∞√Ѓ √Н√Ѓ√Ґ√≥√Њ √Ш√Ґ√†√°√®√Њ
√О√§√•√¶√§√† √Н√Ѓ√Ґ√†√њ √Ш√Ґ√†√°√®√њ

√К √Ј√®√≤√†√≤√•√Ђ√њ√ђ
√З√†√£√†√§√Ѓ√Ј√≠√ї√© √™√Ѓ√≠√≤√®√≠√•√≠√≤
√З√•√ђ√Ђ√њ √Ђ√Љ√§√Ѓ√Ґ
√Э√™√±√ѓ√•√§√®√ґ√®√њ √Б√•√Ђ√Ђ√®√≠√±√£√†√≥√І√•√≠√†
√О√≤√™√≥√§√† √ѓ√∞√®√ѓ√Ђ√ї√Ђ√† √А√≠√≤√†√∞√™√≤√®√§√†?
√Г√®√ѓ√Ѓ√≤√•√І√† √В√•√°√•√∞√†
√Г√®√ѓ√Ѓ√≤√•√І√† √Г√Ѓ√≤√≤√†
√Н√†√ґ√®√±√≤√ї √® √А√≠√≤√†√∞√™√≤√ї
√П√Ђ√†√Ґ√†√≠√®√• √™√†√ѓ√®√≤√†√≠√† √Р√®√≤√Є√•√∞√†
√П√Ѓ√§√£√Ѓ√≤√Ѓ√Ґ√™√† √љ√™√±√ѓ√•√§√®√ґ√®√® 1934
√С√•√™√∞√•√≤√≠√ї√© √†√Ґ√®√†√≠√Ѓ√±√•√ґ √∞√•√©√µ√†
√А√≠√≤√†√∞√™√≤√®√Ј√•√±√™√®√© √ѓ√Ѓ√Ђ√≥√Ѓ√±√≤√∞√Ѓ√Ґ
√О√≤√™√∞√ї√≤√®√• √М√•√∞√≤√Ґ√Ѓ√£√Ѓ √£√Ѓ√∞√Ѓ√§√†
√Н√Ѓ√Ґ√†√њ √Ш√Ґ√†√°√®√њ
√П√•√∞√Ґ√ї√© √°√≥√≠√™√•√∞ √і√Њ√∞√•√∞√†
√С√•√™√∞√•√≤√≠√Ѓ√• √±√Ѓ√Ґ√•√є√†√≠√®√• √≥ √і√Њ√∞√•√∞√†
√Т√†√®√≠√±√≤√Ґ√•√≠√≠√†√њ √±√•√∞√®√њ √ѓ√Ѓ√§√Ґ√Ѓ√§√≠√ї√µ √Ђ√Ѓ√§√Ѓ√™



√ѓ√∞√Ѓ √А√≠√≤√†√∞√™√≤√®√§√≥



√З√†√£√†√§√™√® √Ш√•√±√≤√Ѓ√£√Ѓ √™√Ѓ√≠√≤√®√≠√•√≠√≤√†


√Ж√•√Ђ√•√І√≠√Ѓ√• √≠√•√°√Ѓ
IRONSKY - òåêñò
√В√®√§√•√Ѓ - IRONSKY



√і√†√≠√†√≤√ї √Б√А√З√Ы 211
 
читать черным по белому
читать белым по черному



  10.08.2020 в районе Ќовой Ўвабии
станци€ Ќќ¬ќЋј«ј–≈¬— ќ…
 

√де были немецкие опорные пункты в советской јрктике и в јнтарктиде?



ѕредыстори€ создани€ опорных пунктов

≈ще в 1936 году один из видных немецких военно-морских теоретиков ѕ. Ёберт, использу€ материалы своих исследований и данные аэрофотосъемки, полученные п€тью годами ранее немецкими специалистами УнаучнойФ экспедиции с борта дирижабл€ LZ-127 (У√раф ÷еппелинФ), назвал У≈вропейское пол€рное мореФ (т. е. —еверный Ћедовитый океан) стратегически важным дл€ √ермании театром военных действий. »менно благодар€ данным экспедиции обширным районом по маршруту: јрхангельск Ч «емл€ ‘ранца-»осифа Ч —еверна€ «емл€ Ч остров ¬ардроппера Ч ƒиксон Ч северна€ оконечность Ќовой «емли Ч остров  олгуев Ч јрхангельск, заинтересовалось командование  ригсмарине (немецких ¬ћ—).

Ќа практике эта заинтересованность вылилась в том же 1936-м, а затем и в 1937 годах в экспедици€х в арктической зоне јтлантики, Ќорвежского и Ѕаренцева морей крейсеров У ельнФ и У енигсбергФ, вспомогательного судна У√риллеФ, учебного корабл€ У’орст ¬ессельФ. –ешающа€ экспедици€ в прибрежных арктических мор€х —оветского —оюза была произведена вспомогательным крейсером У ометФ (рейдер У¬Ф, У орабль є 45Ф) в августе-сент€бре 1940 года.

«акономерен вопрос: а как это вообще могло произойти в советских пограничных водах? ¬о врем€ перехода по —еверному морскому пути на “ихий океан крейсер У ометФ Ч а в зависимости от района перехода он мен€л названи€ на своем борту У—емен ƒежневФ, УƒунайФ, УƒонауФ, УƒоонФ, У“окио ћаруФ Ч обеспечивалс€ советскими ледоколами под контролем √лавного управлени€ —еверного морского пути (√” —ћѕ). ƒл€ маскировки перехода У ометаФ была создана достоверна€ легенда.

¬нешне У ометФ напоминал новый советский ледокольный пароход У—емен ƒежневФ, прибытие которого в јрхангельск ожидалось именно летом 1940 года. Ќекоторые отличи€ обводов немецкого рейдера были устранены с помощью парусиновых обвесов и специальных приспособлений, сделанных в заводских услови€х на судостроительном заводе фирмы У’овальдтсверкеФ в √амбурге, где У ометФ находилс€ с декабр€ 1939-го по май 1940 года.

Ёто был один из самых быстроходных (скорость хода до 16 узлов) и прекрасно вооруженных рейдеров  ригсмарине, принадлежавший компании У—еверо-√ерманский ЋлойдФ.

ѕри собственном водоизмещении около 7,5 тыс€чи тонн крейсер имел запас топлива до 2,5 тыс€чи тонн. Ёто позвол€ло экономичным ходом (до 9 узлов) пройти почти 50 тыс€ч миль и без дозаправки прибыть на “ихий океан.

ѕо своему вооружению У ометФ превосходил отдельные крейсера союзников специальной постройки. ќн имел шесть 150-миллиметровых орудий (по другим данным, 180-миллиметровых), прикрытых откидными маскировочными щитами, одну 60-миллиметровую зенитную установку и 6 зенитных автоматов, от 6 до 10, в том числе 2 подводных, торпедных аппаратов, расположенных в лацпортах и также прикрытых маскировочными щитами. Ќа борту корабл€ находилось: 24 торпеды, 1516 тыс. снар€дов, до 400 €корных мин типа У≈ћ—Ф и быстроходный катер УLS-2Ф (УћетеоритФ), оборудованный дл€ скрытной постановки мин, а также 1Ч2 гидро≠самолета Ујрадо-196Ф в ангаре.

—уществует мнение, что гидросамолеты были оснащены специальными приспособлени€ми дл€ обрывани€ радиоантенн на обнаруженных судах, что не позволило бы этим судам сообщать о нападении рейдера.

«апасы продовольстви€ и снар€жени€ были прин€ты на корабль из расчета обеспечени€ автономного плавани€ в тропических, антарктических и арктических водах не менее чем на год дл€ всех 270 (из них 18 офицеров) членов экипажа.

–адиосв€зь и радиоразведку крейсеру обеспечивали 6 радистов, свободно владеющих русским и английским €зыками.

”спешный и короткий переход У ометаФ был жизненно необходимым рейху.

Ќемецка€ промышленность в то врем€ испытывала острую нужду в каучуке, джуте, медикаментах, молибдене, вольфраме, меди, цинке и слюде (необходимой дл€ водомерных приборов котлов кораблей и паровозов). √ермани€ была готова отправить в японию 12 (по другим данным 26) пароходов, а также вывести с ƒальнего ¬остока до 30 транспортов.

Ќе последнюю роль в переходе на ƒальний ¬осток У ометаФ и в изучении немецкими военными мор€ками —еверного морского пути сыграло создание секретной базы УЌордФ, располагавшейс€ в губе Ѕольша€ «ападна€ Ћица с окт€бр€-но€бр€ 1939 года по 5 сент€бр€ 1940 года. ¬еро€тно, с самого начала она должна была превратитьс€ в немецкий опорный пункт: в мирное врем€ Ч дл€ создани€ морского транспортного моста между √ерманией и японией, а с началом боевых действий Ч дл€ обеспечени€ наступлени€ горного корпуса УЌорвеги€Ф на ћурманск и действий немецких кораблей в јрктике.

ѕодобный опорный пункт в одном из заливов северо-западной части  ольского полуострова, предназначенный дл€ доставки стратегического сырь€, действующий круглый год, был избран не случайно.

¬ јрхангельске корабли до вскрыти€ скованного льдом Ѕелого мор€ могли простаивать у причалов до полугода, а из ћурманска, благодар€ незамерзающей УветвиФ теплого течени€ √ольфстрим, они выходили в море даже в самые сильные морозы.

ѕринималось во внимание и то, что база УЌордФ находитс€ в непосредст≠венной близости от советско-финской границы, котора€ охран€лась в то врем€ только редкими и малочисленными пограничными заставами и была легко доступна дл€ захвата как с суши, так и с мор€.

»менно в базе УЌордФ р€дом с танкером (Уян ¬еллемФ) и судами снабжени€ немецких рейдеров (У‘еници€Ф и У ордилльераФ) сто€ли суда дл€ проведени€ метеорологических наблюдений, замаскированные под рыболовецкие и зверо≠бойные (иногда их называли китобойные) траулеры, которые часто использовались дл€ передачи данных наблюдений из районов западной јтлантики (У едингенФ, У«ахсенвальдФ и У¬икинг-5Ф).

Ёта информаци€ была особенно важна самолетам Ћюфтваффе, бомбившим Ѕританские острова, и рейдерам  ригсмарине, часто использовавшим туманы и непогоду јтлантики дл€ скрытного выхода на английские коммуникации, а также дл€ уклонени€ от линейных сил  оролевского флота.

ј китовый жир использовалс€ как в пищевых продуктах, так и при изготов≠лении нитроглицерина.

— 1938 года китовый жир в ¬еликобритании был причислен к предметам потреблени€ стратегического назначени€, нар€ду с зерном и сахаром, с этого же года нар€ду с √ерманией јнгли€ начала запасатьс€ китовым жиром на случай войны.

Ќаблюдени€ за состо€нием погоды дл€ Ћюфтваффе и  ригсмарине приобрели особую ценность практически сразу же с началом боевых действий в сент€бре 1939 года, когда международный обмен метеорологическими прогнозами был полностью прекращен. √ермани€ в одно мгновение практически лишилась возможности получать информацию о погоде, приход€щую с северной и западной јтлантики (западнее 23 градусов западной долготы).

јдмирал –едер хорошо понимал стратегическое значение ћурманского порта и арктических коммуникаций дл€ —оветского —оюза, и заблаговременно, еще до начала боевых действий, он любыми способами стремилс€ организовать контроль над районами Ќовоземельских проливов и —еверным морским путем и всемерно Ч с началом войны в јрктике.

“ак, в июне 1939 года в  арском море гидрографическую экспедицию совершало советское зверобойное судно УћурманецФ. Ќа борту судна находились Унаучные сотрудники ленинградского јрктического института. Ќо... все они говорили по-немецки, жили в отдельном отсеке, куда вход членам экипажа не дозвол€лс€Ф (ћ а л ы г и н Ќ. ј. Ќемцы в јрктике. Ућурманский вестникФ. 22.06.2001. —тр. 2). Ќесколько отдельных партий этой экспедиции работали на архипелаге Ќорденшельда и островах: —вердруппа, —идорова, √еркулес и јрктического института. ѕромер глубин в районах плавани€ производилс€ эхолотом, специально установленным перед выходом на УћурманцеФ. »ндика≠торна€ часть эхолота была выведена в обособленный отсек, и экипаж зверо≠бойного судна был лишен возможности видеть данные промеров. ѕосле окончани€ экспедиции все партии были собраны с островов и высажены в ƒиксоне.

ѕодобные немецкие УисследовательскиеФ партии работали на островах Ѕелый и ¬илькицкого.

—ледовательно, и здесь до насто€щего времени могут сохранитьс€ остатки сооружений немецких опорных пунктов или следы пребывани€ метеорологических экспедиций.

ѕобережью јнтарктиды  ригсмарине удел€ло столь же пристальное внимание, но об этом практически нет каких-либо открытых материалов.

¬ 1938Ч1939 годах было совершены две антарктические экспедиции.

— 20 €нвар€ 1939 года немецкие гидросамолеты типа УЅореасФ, доставленные немецким кораблем УЎвабеландФ (авиатранспорт √ерманского общества воздушных сообщений), приступили к аэрофотосъемке «емли  оролевы ћод, которую позже переименовали в Ќовую Ўвабию.

Ёта экспедици€, руководителем которой был советник –итшер, находилась под личным контролем √ермана √еринга. ¬о врем€ полетов немецкие самолеты сбрасывали специальные стальные вымпелы с фашистской символикой.

31 августа 1939 года началось создание Унемецкого антарктического сектора Ќова€ Ўваби€Ф между 4 градусами 50 минутами и 16 градусами 30 минутами восточной долготы. «десь были обнаружены признаки залежей полезных ископаемых: каменного угл€, железных руд, молибдена, графита, слюды, берилла, горного хрустал€, цирконий-ниобиевых и лантан-цериевых руд.

»звестно, что УЎвабенландФ сделал промежуточную сто€нку у острова Ѕуве. «десь он находилс€ около трех недель.

ѕредположительно именно в эти антарктические районы и могли заходить немецкие рейдеры Ч вспомогательные крейсеры УјтлантисФ, УѕингвинФ и У ометФ.

ј к 1943 году сюда стали приходить подводные лодки из так называемого Уличного конво€ √итлераФ.

√де были немецкие опорные пункты в советской јрктике и в јнтарктиде?

”зловыми и одновременно самыми у€звимыми районами во всей естественной обороне арктического побережь€ —оветского —оюза немцы выделили: остров Ќова€ «емл€ с его многочисленными проливами и заливами, а также архипелаг ‘ранца-»осифа, УнависавшиеФ над всеми морскими коммуникаци€ми Ѕаренцева мор€ и западного сектора јрктики.

»спользу€ данные экспедиции 1931 года, а также данные, полученные при переходе на ƒальний ¬осток крейсера У ометФ, предположительно уже весной 1941 года на архипелаге ‘ранца »осифа, на острове «емл€ јлександры (по другим данным, еще и в бухте “ихой), практически по соседству с советской пол€рной станцией, был создан тайный метеорологический пункт, а несколько позже (пока точное врем€ не установлено) в проливе  ембриджа (бухта Ќагурского) Ч и база дл€ ремонта подводных лодок, предназначавшихс€ дл€ действий в  арском море.

«десь они могли зар€жать аккумул€торные батареи и получать последние разведывательные данные.  роме того, анализ циклов использовани€ немецких подлодок в  арском море, сроков их нахождени€ там, данных о районах минных поставок (ќћU) и используемых здесь минах указывает на то, что именно здесь могла располагатьс€ база оружи€ дл€ подводных лодок, действовавших в јрктике. ¬еро€тно, после того, как у западного побережь€ острова Ќова€ «емл€ они устанавливали минные заграждени€ из 16 морских мин типа “ћ—, погруженных на борт еще в Ќорвегии, в бухте Ќагурского (или где-то р€дом) немецкие подвод≠ники грузили на борт 24 морские мины типа “ћ¬ и шли в районы постановки, наход€щиес€ уже в  арском море.

ѕредполагаемое количество мин типа “ћ¬ на этой базе Ч до 300Ч400 единиц (именно столько за один рейс могли перевезти в 1940Ч1942 годах суда снабжени€ типа У‘еници€Ф и У ордилльераФ или вспомогательный крейсер У ометФ).

 ак уже упоминалось выше, приблизительно к концу 1941 года была создана взлетна€ полоса и радиостанци€ на острове ћеждушарский (у входа в губу Ѕелушь€), а позже по€вились взлетные полосы (веро€тно, опорные пункты) на мысах  онстантина, ѕинегина. ќтсюда немецкие самолеты были способны контролировать практически все  арское море. Ќа мысах ѕинегина и  онстантина можно было достаточно легко организовать приемные пункты дл€ доставки продовольстви€ и топлива подводным лодкам, использовавшим залив Ћед€на€ гавань как передовой или маневренный опорный пункт. ќб арктических опорных пунктах  ригсмарине у побережь€ —оветского —оюза автором подготовлена отдельна€ стать€.

Ќо есть два опорных пункта, истори€ которых имеет больше вопросов, чем ответов.

»менно с секретным опорным пунктом в устье (по другим данным, в дельте) реки Ћены, предположительно недалеко от Ќеелова залива, св€зана нека€ тайна.

Ётот опорный пункт, имевший большой запас топлива, был обнаружен только после 1985 года (хот€ первые признаки этой базы Ч бочка с сол€ркой или керосином, котора€ была вынесена на берег Ќеелова залива Ч были вы€влены еще в 1963 году). — данным пунктом каким-то образом св€зана тайна последнего похода немецкой подводной лодки U-534 (командир капитен-лейтенант √. Ќоллау).

Ќочью 5 ма€ 1945 года U-534 вышла в море дл€ выполнени€ специального задани€ по доставке груза особой важности (11 металлических €щиков, одинаковых по габаритам, но разных по весу) в секретную базу, наход€щуюс€ в устье (дельте) Ћены. ѕо маршруту следовани€, подлодка должна была прибыть в море Ћаптевых, зайти в базу на реке Ћена, в промежуточные базы Ќорвегии. «атем на —еверной «емле (точное место пока не установлено, но оно может включать участок от мыса –озы Ћюксембург Ч через мыс  ржижановского Ч до мыса ≈вгенова) груз (или его часть) надлежало выгрузить и, заправившись топливом, вернутьс€ прежним маршрутом в  иль. «атем (или вместе с тем) субмарина должна была прин€ть участие в операции  ригсмарине под кодовым названием Уќгненна€ земл€Ф по доставке неких важных грузов или неких официальных лиц в секретные базы ёжной јмерики.

ƒо последних дней войны руководство рейха рассматривало возможность победы над —оветским —оюзом (или его некую УнейтрализациюФ) и после победы планировало вступить в конкурентную (веро€тно, в том числе и вооруженную) борьбу с —Ўј.

»менно в этой борьбе южноамериканским базам предполагалась роль важнейших плацдармов. ѕри этом не исключалось как развитие торговли с Ћатинской јмерикой, так и создание здесь новых опорных пунктов. “ем более что еще в 1943 году в конструкторском бюро ¬ернера фон Ѕрауна по€вилс€ новый проект, ракета ј9/10, которую в обиходе называли Уамериканский вариантФ. Ёта ракета представл€ла собой двухступенчатую баллистическую ракету с дальностью стрельбы до 4 тыс€ч километров и €вл€лась продолжением проекта ј-4 (‘ј”-2). » именно в июле того же года, только у побережь€ Ѕразилии, были потоплены 4 подводные лодки  ригсмарине. Ќо о них Ч ниже.

 роме того, как уже упоминалось выше, создание аэродромов на Ќовой «емле и в јрхангельской области (ћегра и ѕогорельце) и, веро€тно, на —еверной «емле могло предполагать возможность создани€ системы авиабаз или стартовых площадок, приближенных к северному побережью —Ўј. Ќо оговорюсь, что до насто€щего времени это только теоретическое предположение.

¬ечером 5-го же ма€ U-534 была потоплена самолетом союзников в проливе  аттегат у острова јнхольт и обнаружена на грунте в 1977 году. ќднако лишь в 1987 году (по другим данным в 1989-м) датским аквалангистам удалось ее осмотреть и в 1993 году Ч подн€ть на поверхность.

Ћичный состав и пассажиры подлодки в ночь с 5 на 6 ма€ 1945 года вышли из потопленной субмарины через кормовые торпедные аппараты и на спаса≠тельных резиновых шлюпках добрались до немецкого поста на острове —амсе. ѕри затоплении подлодки погибли только три человека.

Ќа следующую ночь в район гибели подлодки прибыла специальна€ команда водолазов  ригсмарине, и они изъ€ли из отсеков затонувшей подлодки наиболее ценную часть груза, находившегос€ в €щиках.

„то это были за €щики, а самое главное, кто должен был принимать груз в устье Ћены или на —еверной «емле и затем эксплуатировать доставленную аппаратуру или хранить документы, пока остаетс€ загадкой.

¬месте с тем обращает на себ€ внимание тот факт, что на борту подлодки находилось всего 53 человека (вместе с пассажирами). »звестно, что подводные лодки типа VII-C40, выход€ в море, могли иметь на борту до 58 человек экипажа.

ѕолучаетс€, что либо в экипаже был некомплект личного состава, либо были специально созданы свободные места.

Ќо если это так, то они могли быть зарезервированы дл€ доставки в  иль пол€рников или метеорологов с —еверной «емли или из района усть€ Ћены.

¬ насто€щее врем€ известно, что базу на —еверной «емле после войны обнаружили советские пол€рные летчики ». ѕ. ћазурука, а также то, что в €щиках, веро€тнее всего, находились некие образцы оружи€, вооружени€ или оборудовани€ (но только не боеприпасы или взрывчатые вещества), которые были привезены на двух автомашинах с номерами немецкой военной разведки.

 роме того, в июле 1963 года, примерно в 4Ч5 часах пешего перехода от “икси к устью Ћены вдоль Ќеелова залива были обнаружены останки погибшего мор€ка. –€дом была найдена металлическа€ бл€ха солдата или унтер-офицера  ригсмарине.  то был этот мор€к и как он оказалс€ так далеко на необитаемом побережье залива, до насто€щего времени неизвестно. Ќо, исход€ из вышеуказанного, можно допустить, что это был немецкий мор€к из подразделени€, обслуживавшего базу. “ак как подводна€ лодка своевременно не пришла, то этот мор€к был направлен, допустим, дл€ разведки аэродрома у “икси, но по каким-то причинам не смог вернутьс€ на базу и погиб.

”добными (а возможно, и более удобными) дл€ создани€ опорного пункта и сто€нки немецкой подводной лодки с аппаратурой радиоразведки в дельте реки Ћена могли стать острова ƒунай или остров  уба, которые наход€тс€ вдали от изученных районов усть€ реки Ћены, одновременно вблизи от маршрутов движени€ караванов союзников по —еверному морскому пути.

ƒа и, собственно, тайна U-534 пока еще далеко не раскрыта.

ћножество вопросов вызывают все подводные лодки, входившие в так называемый Уличный конвой √итлераФ. ѕо разным источникам, их было от 35 до 70.  омандирам и экипажам этих субмарин были поставлены особые и специальные задачи, подробности которых до насто€щего времени неизвестны. Ёти подводные лодки имели торпеды в торпедных аппаратах, предназначенные только дл€ самообороны. ¬се остальное торпедное оружие с них было сн€то.

¬ насто€щее врем€ стало известно, что командиры этих лодок хорошо знали океанский маршрут в район –ио-де-ла-ѕлата, веро€тнее всего Ч в залив Ћа-ѕлата (”ругвайЧјргентина) и использовали антарктический маршрут как запасной дл€ перехода вокруг јфрики в »ндийский и “ихий океаны.

¬ насто€щее врем€ известно, что U-534 как раз и была одной из подводных лодок этого Уличного конво€ √итлераФ, как и однотипные с ней U-465, U-530, а также U-1227 (командир обер-лейтенант ‘ридрих јльтмейер) и U-977.

¬озможно, в эту же группу входили и U-590, U-662, U-863. Ёту группу можно уверенно назвать, допустим, УбразильскойФ: U-590 (командир обер-лейтенант ¬ернер  рюр) и U-662 (командир обер-лейтенант ’ейнц-Ёбархард ћюллер) были потоплены 9 и 21 июл€ 1943 года в устье реки јмазонки (Ѕразили€), U-598 (командир капитен-лейтенант √оттфрид ’олторф) была потоплена 23 июл€ 1943 года около бразильского порта Ќатал, U-863 (командир капитен-лейтенант ƒитрих фон дер Ёш) потоплена 29 сент€бр€ 1944 года юго-восточнее порта –есифи.

U-530 (командир обер-лейтенант ѕетер Ўтевер или ќтто ¬ермут) к 13 апрел€ 1945 года загрузила в  иле несколько специальных контейнеров (по некоторым данным бронзовых €щиков) и 16 пассажиров. ¬ыйд€ из  ил€ 13 апрел€, подлодка в июле 1945 года по€вилась у берегов јргентины и 10 июл€ сдалась аргентинским корабл€м в районе ћар-дель-ѕлата. —уществует информаци€, что субмарина пришла сюда по маршруту  ристиансанд Ч неизвестна€ база на побережье јфрики или Ћатинской јмерики Ч один из островов в районе јнтарктиды (возможно, ёжна€ √еорги€ или ёжные ќркнейские острова) Ч јнтарктида («емл€  оролевы ћод, здесь контейнеры были сн€ты) и только после этого Ч ћар-дель-ѕлата. Ётот поход немецкой подлодки проходил по плану с условным названием У¬алькири€-2Ф, и, возможно, он мог быть составной частью операции Уќгненна€ земл€Ф.

17 августа там же, в районе ћар-дель-ѕлата, сдалась экипажу аргентинского тральщика U-977 (командир обер-лейтенант ’айнц Ўеффер), пришедша€ сюда с одной из норвежских баз (по другим данным, из  ил€). —уществует мнение, что эта субмарина шла по маршруту U-530.

Ќа многочисленных допросах экипажи этих субмарин утверждали, что до последнего времени патрулировали район побережь€ —Ўј и затем сдались.

ќсобое внимание привлекает тот факт, что автономность U-977 составл€ет не более семи недель, но и после почти 100-суточного патрулировани€ экипаж не выгл€дел изнуренным.

¬нешне побережье јнтарктиды представл€ет собой ледниковые обрывы высотой в несколько дес€тков метров. “аким образом, наиболее веро€тными районами дл€ создани€ опорных пунктов  ригсмарине здесь могли стать так называемые Уантарктические оазисыФ «емли  оролевы ћод или острова, расположенные недалеко от јнтарктического полуострова: ёжна€ √еорги€ или ёжные Ўетландские, находившиес€ на одной параллели с островом  ергелен, в восточном районе которого с 14 декабр€ 1940 года по 11 €нвар€ 1941 года состо€лась встреча немецкого вспомогательного крейсера УјтлантисФ (є 16, бывший пароход У√ольденфельсФ) с кораблем снабжени€.

Ќемецкий вспомогательный крейсер УѕингвинФ (є 33, бывший У андель≠фельсФ), возвраща€сь после патрулировани€ в √ерманию, в но€бре 1940 года прошел маршрутом южнее островов  ергелен и  розе. ѕри этом в €нваре 1941 года он захватил норвежские китобазы УќлевеггерФ и УѕелагосФ, а также вспомо≠га≠тельное судно У—олглимтФ. Ќа борту этих баз было захвачено 22 тыс€чи тонн китового жира, а китобойные суда были использованы как охотники за подводными лодками.

У ометФ при возвращении в √ерманию вошел в море –осса и достиг точки 71 градус 36 минут южной широты, 170 градусов 44 минуты западной долготы, затем пополнил запасы воды и продовольстви€ на острове  ергелен.

¬еро€тнее всего, он и произвел подробную разведку антарктического побережь€ и прилегающих островов. ќткрыта€ информаци€ об этом походе и об исследовани€х  ригсмарине в јнтарктиде пока еще достаточно скудна.

¬месте с тем известно, что один из немецких рейдеров с неустановленной пока задачей приходил к острову ќкленд.

ѕопытки союзников отыскать опорные пункты немецких кораблей не увенчались успехом. ¬ окт€бре 1940 года английский корабль УЌептунФ, а в но€бре 1941 года Ч корабль УјвстралиецФ обследовали острова ѕринца Ёдуарда,  ергелен и  розе, но следов немецких баз отыскать не удалось.

» лишь позднее, в 1947 году, Узападна€ группаФ 68-го оперативного соединени€ ¬ћ— —Ўј, участвовавша€ в операции У¬ысокий прыжокФ (У’айджампФ), отыскала, по воспоминани€м летчиков, в глубине берега ѕринцессы јстрид (между Ѕерегом Ќокса и «емлей  оролевы ћэри) некий УоазисФ площадью 800 квадратных километров, где была вы€влена пригранична€ лини€ горных пород полезных ископаемых, а также три незамерзающих пресноводных и свыше 20 более мелких озер. „то удалось здесь отыскать американским мор€кам Ч до насто€щего времени неизвестно.

Ёта специальна€ поискова€ операци€ ¬ћ— —Ўј состо€лась только после окончани€ войны, и первый этап ее практически совпал с окончанием допросов сдавшихс€ в плен экипажей немецких подлодок. » уже в €нваре 1947 года в район «емли  оролевы ћод прибыла американска€ эскадра (68-е оперативное соединение ¬ћ— —Ўј под командованием адмирала –ичарда √.  рузена) из 13 боевых кораблей (в том числе авианосец У‘илипин —иФ и подводна€ лодка У—еннетФ, ледокол УЌорсуиндФ, 21Ч33 самолета, 4700 человек) под общим руко≠водст≠вом адмирала –ичарда Ѕерда.

–уководителем экспедиции был назначен адмирал, хорошо знакомый с јнтарк≠тидой. –анее, в декабре 1928 года, американска€ экспедици€ в составе судов У—ити оф Ќью-…оркФ и УЁлинор ЅолингФ, под общим руководством Ѕерда, создала в бухте  итовой (78 градусов южной широты, 162 градуса западной долготы) базу Ућала€ јмерикаФ. ¬ 1933 году нова€ экспедици€ Ѕерда восстановила базу.

«атем в 1939Ч1941 годах Ѕерд возглавл€л экспедицию, котора€ работала в районах барьера –осса, полуострова Ёдуарда VII, в районе «емли ћэри Ѕерд и в районе южной части «емли √рейама. ¬месте с тем вызывает особый интерес тот факт (хот€ это может быть и простое совпадение), что именно У—ити оф Ќью-…оркФ в сент€бре 1939 года был захвачен корабл€ми  ригсмарине и более мес€ца просто€л в порту ћурманск. «атем он был отпущен. Ќо в јрктике по€вились зверобойные или китобойные суда, которые и были приписаны к базе УЌордФ.

‘лагманским кораблем руководитель экспедиции адмирал –ичард Ѕерд избрал корабль Ућаунт ќлимпусФ. ќтр€д У÷ентральной группыФ под его руководством в сопровождении ледокола, двух транспортов и подводной лодки 31 декабр€ 1946 года попыталс€ пробитьс€ в район острова —котт. ќднако ледоколы не смогли провести подводную лодку, она получила (по официальной версии) повреждени€ корпуса и на буксире была отведена в ¬еллингтон.

У÷ентральна€ группаФ соединени€, в которую входил и авианосец, базиро≠валась на старой зимней базе в Ућалой јмерикеФ. —амолеты, прибывшие на корабле, в течение двух недель совершили 29 вылетов, в том числе и 15 феврал€, в район ёжного полюса (100 миль в направлении Уѕолюса недоступностиФ).

У¬осточна€Ф и Узападна€Ф группы также имели в своем составе гидротранспорты, самолеты которых производили кругопол€рные рекогносцировочные полеты вдоль берегов материка.

Ќесмотр€ на то, что запас продовольстви€ дл€ экспедиции был приготовлен на 6Ч7 мес€цев, через 6 недель корабли специального соединени€ закончили проведение экспедиции и 23 феврал€ начали движение в базу.

7 марта Ућаунт ќлимпусФ, УЅертон јйлендФ и УЌорсуиндФ прибыли в ¬ел≠лингтон. Ќа УЅертон јйлендФ была эвакуирована вс€ группа из Ућалой јмерикиФ.

„ерез год, приблизительно, сюда же была проведена нова€ экспедици€ американских ¬ћ—. ќна получила кодовое название У¬етр€на€ мельницаФ (У”индмиллФ). ‘лагманским кораблем стал Уѕорт ЅомонтФ, а опорный пункт был вновь в заливе ћаргерит, на острове —тонингтон. ¬о врем€ экспедиции были исследованы оазисы Ѕангера и √рирсона.

¬ последующие годы исследовани€ми были охвачены: плато полуострова ѕалмер (до 77 градуса южной широты), «емл€ Ёдит –онн и ледник Ћасситера. —анна€ экспедици€ –онне прошла от залива ћаргерит до пролива  орол€ √ерцога VI и полуострова Ѕаумен. —ледующа€ экспедици€ планировалась в район ледника √рюнинг.

¬ €нваре 1948 года 39-е оперативное соединение ¬ћ— —Ўј под командова≠нием ƒжеральда  етчема на двух ледоколах (флагманский УјткаФ) прошло до ледника Ўеколтона. — помощью вертолетов были обследованы пролив ћак-ћурдо и бухта  итова€.

¬ 1955Ч1957 годах состо€лись операции У√лубокое вмерзание-1Ф (Уƒипфриз-1Ф) и Уƒипфриз-2Ф. ¬ Уƒипфриз-1Ф прин€л участие 43-й морской отр€д особого назначени€, сформированный специально дл€ действий в јнтарктике. ¬ его состав вошли 7 кораблей, 15 самолетов, специальный батальон морской пехоты на вездеходах. ¬сего в операции Уƒипфриз-1Ф прин€ли участие 13 кораблей, несколько самолетов и 4200 человек, а в операции Уƒипфриз-2Ф Ч 12 кораблей ¬ћ— —Ўј, до 40 самолетов военно-морской авиации —Ўј, инженерные части (всего до 3,5 тыс€чи человек).

„то американцы так упорно искали в јнтарктике? » не св€зано ли это напр€мую с предыдущими экспедици€ми  ригсмарине сюда?

ћожно уверенно сказать, что еще многие тайны до сих пор хран€т острова и побережье прибрежных арктических морей –оссии, а также прибрежные мор€ и острова јнтарктиды.

ќднако 60 лет Ч это уже достаточный срок, чтобы отыскать их разгадки, а также разобратьс€ в системе тайных опорных пунктов, созданных  ригсмарине в советском секторе јрктики и на побережье јнтарктиды. » самое главное Ч ответить на вопрос: –јƒ» „≈√ќ, Ќ≈—ћќ“–я Ќ» Ќј  ј »≈ «ј“–ј“џ, ќЌ» «ƒ≈—№ —ќ«ƒј¬јЋ»—№?

Ћитература

√ е р м а н √. ¬ и л л е. ¬ плену белого магнита. √идрометеорологическое издательство. 1965.

— л е в и ч —. Ћед€ной материк сегодн€ и завтра. √идрометеоиздат, 1968.

—борник статей, выпущенных ‘. —импсоном, У—овременна€ јнтарктикаФ. »зд-во У»ностранна€ литератураФ, 1957.

—ергей  ќ¬јЋ≈¬, капитан 2-го ранга, ¬ид€ево




ƒобавь ссылку в свой Ѕлог!

двд-диск Ѕј«ј 211 материал:



дл€ фанатов базы 211 и не только - в 2009 году мы выпустили диск Ѕј«ј 211 ¬—≈ ћј“≈–»јЋџ 2009

содержание и покупка диска о базе 211 все материалы




база 211 вконтакте:
присоедин€йс€ к группе:



€зыки база 211:
выбери свой €зык сайта:


Nazibase-211 UFO Factory
за база 211 на български
Base artica Nuova Berlino
Ѕаза Ц 211 ЂЌова шваб≥€ї
of the base 211 to the Greek
Los Alemanes en La Antartica
of the base 211 at Chinese


статью √де были немецкие опорные пункты в советской јрктике и в јнтарктиде? можно:
  • распечатать
  • отправить емейлом




  • база 211 закрытый клуб:
    присоедин€йтесь:

    случайна€ книга про базу 211
    —вастика над јтлантидой „ерное —олнце  онстантин ƒроздов
    —вастика над јтлантидой „ерное —олнце  онстантин ƒроздов

    —вастика над јтлантидой „ерное —олнце  онстантин ƒроздов



    посетители:




    подумай о насущном:




    сервисы сайта база 211:
    выбери свой дизайн сайта:


    снежный антарктический дизайн
    темный нордический дизайн



    пожертвовани€ сайту:

    рублей базе 211
    яндекс яндекс. ƒеньги ’очу такую же кнопку

    «аранее благодарны, ваша Ѕј«ј 211.


    база 211 расскажет
    как заработать миллион!



    —тать€ расскажет как можно заработать миллион по тематике сайта база 211:
    как зарботать миллион на базе 211 читать тут.



    гостева€ книга базы 211:




    база 211 в лицах:
    √М√†√∞√≤√®√≠ √Б√Ѓ√∞√ђ√†√≠


    √М√†√∞√≤√®√≠ √Б√Ѓ√∞√ђ√†√≠ государственный и политический де€тель √ермании, начальник штаба заместител€ фюрера -->>



    сервисы сайта база 211
    подписываемс€ на обновление
    введите ваш емейл





    информационные источники
    кто уже написал про базу 211:





























    сайты дл€ посещений
    не про базу 211:






    материалы сайта www.base211.ru доступны дл€ публикаций и ни в коем случае не несут идеи профашистской направленности, особенно такие, как организаци€ массовых беспор€дков, сопровождающиес€ насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества (ст. 212); возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282); публичные призывы к разв€зыванию агрессивной войны (ст. 354); геноцид (ст. 357). ¬ случае нахождени€ данного материала на нашем сайте, просьба незамедлительно сообщить по эл адресу base211[@]mail.ru дл€ незамедлительного устранени€ данного материала